Для рассмотрения вопроса введем некую ситуацию, например, составление организациями сметы на проектные работы, для участия в тендере, аукционе.
Конкуренция в сфере услуг по разработке проектов весьма высока и продолжит расти. Так как выбор проектировщика происходит в большинстве случаев при помощи тендеров, при высокой конкуренции это привносит свои изменения в порядок ценообразования. Две сметы составленные разными организациями на один и тот же объем работ, в принципе, должны быть идентичными, в том числе и по стоимости.
— Как же тогда «соревноваться» в тендере?
Формально, занижение сметной стоимости это непременное снижение возможных затрат по каким либо статьям расходов, что недопустимо в принципе. Как например: подрядчик не может залить меньше бетона или использовать менее качественный бетон, чем прописанный в проекте, устанавливать заработную плату персонала ниже положенной, снизить уровень прибыли, т.к. при этом теряется рентабельность предприятия, проекта…
Но стройка идет, тендеры и аукционы проводятся и выигрываются.
Данный момент только подчеркивает гибкость самого инструмента ценообразования и необходимость правильного использования этой гибкости.
— Значит нужно завышать смету?
— Нет! Нужно просто правильно составлять ее.
Говоря выше о двух идентичных сметах, составленных разными организациями предполагались «идеальные» условия. При «идеальных условиях» в организациях два сметчика одинакового уровня (не одинаково хорошего уровня, а просто одинакового) составляют сметную документацию на основе технического задания или проекта, получая «правильную» смету.
Ключевые слова взяты в кавычки потому, что говорили мы о сметчиках одного уровня, а не о сметчиках высокого уровня подготовки.
Все эти тонкие моменты отражаются в итоге на главном для руководителя предприятия — итоговой сметной стоимости. Именно глядя на нее принимается решение о начале работ или поиске более подходящего предложения.
Заниженная сметная стоимость даст понятный эффект, а завышенная — не позволит соперничать с конкурентами.
Смета, составленная для тендера, аукциона правильно — это уверенность в рентабельности предприятия.