Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН) обновлено на 2021 г.

Суть УСН

Большое количество предприятий, в том числе в строительной отрасли, работают по упрощенной системе налогообложения (УСН). Прелесть работы по УСН в том, что предприятие или индивидуальный предприниматель может заменить несколько налогов одним. Это делается, как следует из названия, для упрощения бухгалтерского и налогового учета малых предприятий.
При этом, в отличие от общей системы налогообложения (ОСНО), предприятие или предприниматель, работающий по УСН относит НДС на приобретаемые им товары и услуги в графу «Расходы».

Внимание! Письмо Госстроя № 2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 признано не подлежащим применению с 24.07.2018.
Применение коэффициентов к НР и СП согласовывайте с заказчиком!

Сама УСН существует в двух вариантах, в которых величина налога определяется, соответственно как:

(Доходы — Расходы) х 15%

или

Доходы х 6%

Проблема с НДС в смете

В числе налогов, которые не платятся по «упрощенке» находится и НДС. А если предприятие или предприниматель, работающие по «упрощенке» не являются плательщиками НДС, значит они не могут включать его в смету на свои работы. В таком случае, у участников строительного рынка могут возникнуть проблемы в правильности взаиморасчетов.

Некоторые решают их примитивным путем — убирают строку с НДС из сметы, т.е. просто не начисляют его.
Такой путь не является правильным.
Если не крупная, сравнительно, сделка совершается между юридическими лицами на договорных условиях, устраивающих обе стороны, то простое исключение из сметы НДС допустимо, что не делает его правильным. При крупных сделках такой шаг может сослужить плохую службу, т.к. является ошибкой.

Краткое резюме:
При составлении смет организацией или предпринимателем, работающим по УСН, исключать НДС из сметы НЕЛЬЗЯ!

Почему нельзя исключать НДС из сметы?

Дело в том, что при своей распространенности, УСН является частным случаем практики налогообложения.
Самые крупные предприятия, бюджетные организации и поставщики основных ресурсов, работают по общей системе налогообложения (ОСНО), многие предприятия торговли и сервиса также.
Разумно предполагать, что если существует юридическое лицо или предприниматель, использующий УСН, то услуги, которые он сам получает от других организаций, так или иначе, облагаются НДС. И выплачивать его по счетам все равно придется, относя к расходам. Выходит, что сумма НДС для такого предпринимателя включается в общую стоимость товара или услуги.

Приведем грубый пример: стоимость одного кирпича в торговой компании составляет 10 руб. ставка НДС составляет 20%, сумма НДС, соответственно 2 руб.

      Для покупателя, работающего по ОСНО кирпич будет стоить 10 руб., НДС 2 руб., Итого с НДС 12 руб.
      Для покупателя, работающего по УСН кирпич будет стоить 12 руб.. НДС не выделяется и не может подлежать возврату

Но в сметах НДС начисляется в итоге (в лимитированных затратах), а в позициях сметы стоимость материалов (МАТ) и эксплуатации машин (ЭМ) указывается без НДС.
Значит подрядчик купит кирпич за 12 руб, в смету добавит кирпич за 10 руб. Не начислив НДС в итоге, он теряет 2 руб.
Но начислять НДС в итоге сметы ему нельзя, т.к. он не является его плательщиком.

В таком случае подрядчику необходимо компенсировать затраты на уплаченный им НДС. В лимитированных затратах в итоге сметы «НДС» заменяется на «Компенсация НДС при УСН».

С 1-го января 2019 года размер налога на добавленную стоимость составляет 20%. Данное изменение будет применено для всех участников экономической деятельности, независимо от условий ранее заключенных договоров. Поправки в статью и формулу расчета компенсации НДС внесены. Подробности по учету нового размера НДС в счет-фактурах смотрите в тематических подборках справочно-правовых систем и на официальном сайте ФНС

Компенсация НДС при УСН. Что написать вместо НДС

При использовании подрядчиком УСН в смете, вместо «НДС» прописывается «Компенсация НДС при УСН».

Как определяется сумма для компенсации НДС при УСН?

На первый взгляд кроме материалов (МАТ), чистой эксплуатации машин (ЭМ без заработной платы машинистов ЗПМ) и оборудования (ОБ) вам может ничего не придти на ум.
Но существует доля затрат на МАТ в составе накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП).
Эти доли определены и составляют для накладных расходов 17,12% и для сметной прибыли 15%.

Соответственно можно вывести корректную формулу для расчета затрат на компенсацию НДС при УСН:

(МАТ + (ЭМ-ЗПМ) + НР х 0,1712 + СП х 0,15 + ОБ) х 0,2

Результат расчета по данной формуле выводится в лимитированных затратах в итогах сметы в том месте, где в другом случае вы указывали бы НДС.

Если вы используете Гранд-Смету

Следует отметить, что приведенные выше обозначения статей затрат (МАТ, ЭМ, ЗПМ, НР, СП, ОБ) являются стандартными встроенными переменными в программе Гранд-Смета, что позволит вам очень удобно воспользоваться данной формулой как она есть.

Просто откройте раздел Параметры сметы, перейдите в раздел лимитированных затрат. В разделе в новых сметах обычно по умолчанию стоит НДС 20%. Взамен «НДС» в графе наименование введите «Затраты на компенсацию НДС при УСН» без кавычек, а в графе значение, вместо «20%» введите формулу:

(МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,2

как есть. Отличие от варианта выше в том, что здесь нет пробелов и знаком умножения является не «х», а «*», именно так Гранд-Смета должна ее правильно прочитать.

Коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при УСН

Предприятия и предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, при разработке сметной документации должны применять дополнительные понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли.

С коэффициентами к накладным расходам и сметной прибыли, в том числе для предприятий, работающих по УСН вы можете ознакомиться на странице коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли.

190 комментариев к “Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН) обновлено на 2021 г.”

  1. Здравствуйте! Новичок ПК Гранд смета в.7.1 Составила смету заказчик просит все итоги разделить по разделам .Индекс пересчета ,непредвиденные-сделала а вот возврат НДС не знаю как технически сделать.

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Так как компенсацию НДС логичнее и проще всего выполнять в расчете лимитированных затрат, а этот расчет является итоговым для всей сметы и не делится по разделам, то есть вариант: сделать расчет компенсации НДС после экспорта в excel.

      Ответить
  2. Подскажите пожалуйста какие могут быть последствия, если заказчик не включит ндс в смету, а также не включит компенсацию НДС (подрядчик согласен и работает на усно)?

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Если подрядчик согласен и работает по УСН, то никаких последствий быть не может. Можно считать это небольшой скидкой, право подрядчика — делать скидки по своему усмотрению.

      Ответить
  3. госконтракт с НДС и календарный график на стоимость выполненых работ составлен с НДС выделенной строчкой. Предприятие работает на УСН — как должна составить КС-2 и КС-3 ? Я бухгалтер понимаю так, что КС-2 я составляю согласно календарного графика с НДС ,
    а КС-3 к оплате ставлю общую сумму, а где строка НДС прочерк. Правильно? На какой документ мне сослаться и приложить к расчетам. Прошу срочно ответить. Спасибо

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Если ваше предприятие работает по УСН, то в КС-2 включать НДС не следует. Расчет компенсации НДС при УСН следует произвести и включить в КС-2, в КС-3 на месте НДС будет прочерк. Никаких документов к расчету прикладывать не нужно.

      Ответить
  4. В том то и дело что они никакие документы, письма не предоставляют, говорят что им так считать сказали на курсах повышения квалификации.

    Ответить
    • Тогда советую вам подойти к ним с МДС 81-33.2004 Приложение № 8 и показать величину затрат на МАТ в составе НР. То же самое проделать со сметной прибылью. Наверняка это снимет вопросы.

      Ответить
  5. Здравствуйте, у меня такой вопрос, всегда считали возмещение НДС при УСНО по формуле (МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15)*0,18*К, в этом году работаем с региональным оператором и они не пропускают эту формулу, говорят что внесли поправки и формула теперь такая (МАТ+(ЭМ-ЗПМ))*0,18*К, верно ли это?

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Внесли поправки и убрали долю затраты на материалы из НР и СП? Сомнительно. В любом случае, если и говорят о поправках, желательно приводить ссылки.

      Ответить
  6. Добрый день! Помогите разобраться. Предприятие работает на УСН доходы минус расходы, смету принимаем с концовками НДС при УСН. Бухгалтер не пропускает строки в смете НДС на машины, так как нет возможности доказать, что НДС на машины уплатили, и поэтому оставляем сумму в строке ВСЕГО ПО СМЕТЕ С НП И СП, прав ли бухгалтер или нет. Как можно доказать, что строки НДС на материалы и машины убирать нельзя.

    Ответить
    • Здравствуйте!

      «Нет возможности доказать»? То есть, по мнению вашего бухгалтера, подрядчик изначально виновен в подлоге, если не доказано иное? :)

      В ценообразовании в строительстве существуют правила, так же как и в бухгалтерском учете, согласно которым: НДС уплачивается на ЭМ, МАТ и ОБ, а так же доля МАТ содержится в НР и СП — на них НДС тоже уплачивается. Если предприятие работает по УСН, и не платит НДС, то затраты на уплаченный им НДС оно обязано компенсировать — это правило, а не уловка хитрого подрядчика.

      Возможно, ваш бухгалтер из той категории, что просят убрать из расценки на монтаж радиаторов автокраны, так как их на стройке небыло. Но это незнание специфики ценообразования. Можно пройти курсы сметчика или, хотя бы, прочитать МДС 81-35.2004, посоветоваться со сметчиком.

      В конце концов, можно предложить бухгалтеру попробовать заправить машину не уплачивая заправке НДС, обязательно истребовать с кассира доказательство того, что на бензин НДС уплачен, и после рассказать об опыте Эксплуатации машин и механизмов без уплаты НДС :)

      Это нормальный, частый прецедент и иногда работа сметчика — разъяснять такие вопросы.

      Ответить
  7. Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, как нужно рассчитать формулу НДС при УСН,если смета из 2 разделов СМР и разными коэффициентами 2,39 и 5,05.Можно ли взять разницу индексов.

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Если применяется два разных индекса в двух разных разделах, то компенсацию затрат на уплату НДС при УСН следует считать по отдельности для каждого раздела, а полученные значения суммировать.

      Ответить
  8. Добрый день!
    Подскажите пожалуйста, прав ли Заказчик, работающий по УСН кроме того, что возмещает НДС по УСН еще и в графе «дополнительные затраты в текущих ценах» дополняет МАТ*0,18, сумма получается внушительная. И если он не прав-чем мне аргументировать свой овтет?

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Заказчик или подрядчик?
      Тот кто производит работы, работая по УСН, должен учитывать в сметах компенсацию затрат на уплату НДС.
      Размер компенсации рассчитывается, как общий размер НДС, по всем материалам, учтенным в смете, в том числе в НР и СП.

      Чтобы правильно ответить вам, мне нужно видеть расчет, по которому исполнитель работ «возмещает НДС по УСН» (можете написать в комментарии) и убедиться, что последующее дополнение МАТ*0,18 его не дублирует. В примере в статье приведена формула расчета компенсации. При расчете компенсации по данной формуле дополнительно приписывать МАТ*0,18 не следует, так как НДС на «чистый» МАТ в формуле учтен.

      Ответить
  9. Здравствуйте Юрий.
    У меня ИП на УСН доходы-расходы. Заключаем муниципальный контракт на предоставление услуг. У них контракт составлен с НДС 18%, т.е. мы получаем сумму на 18% меньше чем мы предложили. Подскажите пожалуйста, что нам сделать чтобы с контракта убрать НДС ? ведь я не являюсь плательщиком НДС. Можно ли в акте кс-2 и кс-3 указывать без НДС?

    Ответить
  10. Добрый день Юрий! Подскажите что нам делать в данной ситуации:- Мы заказчики работаем по общему налогообложению, ремонты проводим за счет окружного бюджета, сметы считаем с НДС 18%, был заключен договор подряда с организацией которая работает по УСНО, на данный момент подрядчик предоставил КС-2 где в строке НДС прописал Коэффициент пересчета который равен 1,18, так как при запросе котировок это была единственная организация, то соответственно стоимость работ на сумму НДС она не снижала считая что это их прибыль. Из опыта я знаю что проверяющие органы не принимают этот коэффициент и требуют чтоб заказчик вернул сумму НДС который был оплачен подрядчику работающему по УСНО обратно в бюджет. Как нам правильно оформить с подрядной организацией акт КС-2 чтоб у нас не было проблем с проверяющими органами (Счётной палатой и ОБЭП)

    Ответить
    • Здравствуйте!

      КС-2 должна быть составлена на основе сметы. Если в смете между вами и подрядчиком стоит коэффициент 1,18, то он должен быть и в КС-2.
      Правильное оформление акта КС-2 — это оформление его в полном соответствии со сметой.

      Ответить
      • в том и дело что в смете стоит НДС, а КС-2 они предоставляют без НДС, но в графе НДС они прописывают повышающий К=1,18 что соответствует сумме НДС, как нам принять АКТ КС-2?

        Ответить
        • Здравствуйте!

          Акт КС-2 должен соответствовать утвержденной смете. Если в смете, приложенной к договору, есть НДС и этот же НДС прописан в договоре, то в КС-2 должен быть НДС.

          В вашем случае, если сумма в смете и сумма в договоре с НДС, то и КС-2 должен быть с НДС. Подрядчик, в том числе работающий на УСН, должен учитывать и соблюдать условия договора, который он подписывает.
          Закон предлагает выход в таких случаях, насколько мне известно: подрядчику придется подать декларацию НДС и выплатить его в бюджет.

          Лучший вариант — прописать в договоре и в смете к нему отсутствие НДС в стоимости оказываемых услуг.

          Ответить
          • в договоре не указана сумма НДС, просто прописано:- В том числе все налоги и сборы, поэтому они КС-2 выставляют с повышающим Коэффициентом вместо НДС, говорят что эта сумма их прибыль

          • В таком случае, у подрядчика, по вашему описанию, нет других вариантов, кроме как ввести повышающий коэффициент.

  11. Здравствуйте. у меня вопрос про компенсацию. Объект не подлежит налогообложению и Заказчик просит учесть компенсацию. Я в Грандсмете применила вашу формулу, все посчиталось, один момент меня смущает, мне материалы по прайсам в строке сметы ставить с НДС или без?

    Ответить
  12. Участвуем в аукционе. смета к аукциону составлена с НДС на сумму 1 324 489,82 . Мы работаем по УСН. выиграли аукцион за 1 006 612,22. соответственно нам надо привести в данной сумме без НДС. какие понижающие коэффициенты ставить? и в каком порядке их расставлять?
    Я так понимаю, что надо включить формулу (МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,18 Но и как-то обосновать, что понижающий коф-т не 0,76

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Рассчитайте данную смету правильным способом, с учетом затрат на компенсацию НДС и после этого примените понижающий коэффициент. Он будет не 0,76, но в этом нет никакой проблемы.
      Рекомендую вам применять понижающий коэффициент в самую последнюю очередь, к итоговому расчету, потому что если ввести его в формулу расчета компенсации НДС — то подбирать такой коэффициент придется очень долго.

      Ответить
  13. Здравствуйте! Если в штате ИП нету сметчика, то кто может составлять сметы? Может ли это быть сторонний специалист без оформления на работу?

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Смету может составлять кто угодно, главное, чтобы она была корректной.
      Нет необходимости иметь в штате специалистов. Можете обратиться к нам — закроете для себя проблему смет.

      Ответить
  14. здравствуйте
    в консультациях и разъяснениях … выпуск 3. 2015 приведен расчет где НДС на долю затрат на материалы в сметной прибыли не начисляется. чему верить? а также если техника арендуемая то НДС начисляется к ЭМ с учетом ЗПМ, а если рабочие наши и только техника в аренде?

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Не могу как-то прокомментировать, но вообще, то, что на доли в НР и СП не начисляется — это странно. Был бы благодарен, если бы вы прислали скан ответа на вопрос и первого разворота консультаций и разъяснений (где написан издатель и дата).
      Возможно тогда станет яснее. Прислать можно сюда: mail@smetny.ru

      Ответить
  15. Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, как нужно применять индекс к СМР, если я работаю в Гран-смете и мне нужно рассчитать формулу НДС при УСН. Применять индекс в каждой позиции? Или при подведении итогов?
    У меня 2 сметы. В одной смете только СМР, индекс 6,85, (МАТ + (ЭМ-ЗПМ) + НР х 0,1712 + СП х 0,15 + ОБ) Как его применить в смете , а потом его нужно еще в формуле указывать?
    А 2 смета на СМР и оборудование, индекс к СМР 6,85, а на оборудование 3,56. Как в данном случае применять индекс в смете, а потом в формуле? Заранее спасибо

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Применять индекс в любом случае лучше всего в итогах сметы, а не по позициям.
      А по поводу разных индексов — индексация в данном расчете должна учитываться дополнительно.
      В вашем случае, можно просто разделить формулу:

      (МАТ + (ЭМ-ЗПМ) + НРх0,1712 + СПх0,15 + ОБ) х 0,18
      на такую:
      ((МАТ + (ЭМ-ЗПМ) + НРх0,1712 + СПх0,15) х 0,18 х ИНДЕКСсмр)+(ОБ х 0,18 х ИНДЕКСоб)

      Или на две, отдельные для СМР и оборудования, результат расчета по которым в сумме и будет составлять верную компенсацию затрат на уплату НДС.

      Ответить
  16. Подскажите, пожалуйста! Я ИП на упрощенке, подрядчик, выполняю работы для заказчика, который делает сметы и КС-2 с НДС на материалы, а КС-3 без НДС вообще.Это правильно? Мой бухгалтер говорит, что НДС в документах не должно быть , а то придется мне его платить. Это так?

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Если вы выполняете работы, то важно что вы включаете в свою смету, а не заказчик.
      В вашей смете, а за ней и в КС-2, КС-3, действительно не должно быть НДС, но должна присутствовать компенсация НДС.
      Так как основанием для оплаты является именно справка КС-3 и в ней НДС отсутствует, то все в порядке. Остается только проверить, чтобы начисление НДС на материалы в КС-2 было названо правильно. Не просто НДС, а «компенсация НДС» или «НДС уплачиваемый подрядчиком за материалы».

      Ответить
  17. Составляю смету на проектные работы, как отразить в смете , а мы работаем по УСН, компенсацию НДС?Спасибо.Ведь данная формула (МАТ + (ЭМ-ЗПМ) + НР х 0,1712 + СП х 0,15 + ОБ) х 0,18 сюда не применима

    Ответить
  18. Здравствуйте! Мы работаем без НДС, используем НДС при упрощенной системе налогообложения, при условии если один индекс, для перевода в текущие цены. Как быть если принять несколько индексов в локальной смете, я считаю, что взять среднее арифметическое число будет не совсем правильно, объем и количество работ же разное?

    Ответить
    • Здравствуйте, Эвелина!

      Вы правы! Такая ситуация бывает — несколько индексов, и брать среднее арифметическое — никак нельзя.
      Можно сделать правильно, если позволяет время (а оно должно позволять). В таком случае придется вводить расчеты компенсации затрат на уплату НДС по количеству примененных в смете индексов — каждый расчет, для соответствующей каждому индексу стоимости материалов по смете.

      Ответить
  19. Добрый день! Вопрос следующего характера. Основная смета составлена для преджприятия УСН как положено с компенсацией НДС. Отдаем на субподряд организации работающей на ОСНО. Как быть с НДС? Может ли субподрядная смета быть с НДС ? Спасибо

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Учитывая то, что субподрядная организация работает по ОСНО — она должна выставлять НДС в смете.

      Ответить
  20. В связи с выходом письма Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС пример расчета
    затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенной в пись-
    ме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, утратил свое значение.
    ВЕСТНИК
    Ц Е Н О О Б Р А З О В А Н И Я
    И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ
    ДОКУМЕНТЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
    ПО ВОПРОСАМ СМЕТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
    В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
    Периодическое печатное издание
    Март 2015 года
    Выпуск 3 (168)
    (издается с 1995 г.)
    С т р о й и н ф о р м и з д а т
    М о

    Ответить
    • Здравствуйте, Дмитрий!

      Письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС никаким образом не затрагивает расчета затрат на уплату НДС при УСН, и тем более, оно не отменяет «Письмо Госстроя РФ от 06.10.2003 № НЗ-6292/10» — нет там таких слов, вы можете прочитать это небольшое письмо и убедиться сами.

      Но даже если бы это письмо (№ 2536-ИП/12/ГС) как то касалось или имело отношение к методике расчета затрат на уплату НДС, изложенной в письме «НЗ-6292/10», то и в этом случае факт не повлиял бы на пример расчета из данной статьи, так как он выполнен по другой методике.

      Конкретно: в приведенном примере удельный вес затрат на материалы в НР принят 0,1712, а согласно письму «НЗ-6292/10» цитата: «0,183 — удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре накладных расходов;».

      Поэтому формула расчета компенсации затрат на уплату НДС при УСН в данной статье корректна.

      Ответить
  21. Здравствуйте! Помогите разобраться. При определении накладных расходов для организаций работающих по УСН нужно ли дополнительно применять понижающий коэффициент К=0,94? . Если да , то на какой документ ссылаться?

    Ответить
  22. А в 2012 году вообще оказывается вышло письмо N 1076-08/ДШ-05 от 16 января 2012 г. отменяющее эту формулу. Как быть теперь?

    Ответить
  23. Я Председатель Совета МКД. Разъясните мне, почему УК, работающая
    на УСНО, в смете нам выставляет НДС на накладные расходы, материалы и пр.
    Мы частные лица, которые оплачиваем услуги компании.
    Если УК не платит НДС, а с нас берет и не перечисляет в бюджет, то эта
    сумма является прибылью компании. Это ведь не правильно ???
    тел. 8-918-582-47-25

    Ответить
    • Здравствуйте!

      УК не перечисляет НДС в бюджет — это верно, но НДС за купленные материалы она все равно уплачивает, поэтому и выставляет вам эти расходы.

      Ответить
  24. Здравствуйте!
    А ссылка на нормативные документы, рекомендательные письма к применении данной формулы есть?
    (МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,18

    Ответить
    • Татьяна Васильевна on 27.07.2015 на 21:51 сказал:

      Я Председатель Совета МКД. Разъясните мне, почему УК, работающая
      на УСНО, в смете нам выставляет НДС на накладные расходы, материалы и пр.
      Мы частные лица, которые оплачиваем услуги компании.
      Если УК не платит НДС, а с нас берет и не перечисляет в бюджет, то эта
      сумма является прибылью компании. Это ведь не правильно ???
      тел. 8-918-582-47-25

      Ответить
  25. Добрый день!Подскажите как мне быть.Я ИП на УСН 15% оказала услуги по ремонту здания ООО на ОСН и теперь как прописано в договоре мне нужно им предоставить счет-фактуру с НДС. Я по НДС не работаю и как быть и что предоставлять не знаю.Что в налоговую платить теперь НДС в полном объёме? И без НДС что сумма перечислений будет меньше?

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Вы можете предоставить заказчику только счет-фактуру без НДС.
      Если вы выставите счет-фактуру с НДС — это повлечет за собой много волокиты и лишние денежные затраты, так как вам придется отчитаться я этот отчетный период по НДС и уплатить его в бюджет.

      Ответить
  26. Здравствуйте. Проконсультируйте пожалуйста. Считаем смету на ремонтные работы с НДС, а по счетам берем материалы организаций работающих по УСНО, надо стоимость материалов делить на 18% или нет, ведь в конце сметы мы накручиваем НДС 18%. Спасибо

    Ответить
  27. Юрий, здравствуйте! Какими документами можно подтвердить правомерность применения повышающего договорного (контрактного) коэффициента после «компенсации НДС» при УСН?

    Ответить
    • Здравствуйте!
      Мы- организация подрядчик, работающая по УСНО. При составлении сметной документации была выделена в разделе лимитированных затрат строка «Компенсация НДС». Заказчик отказывается принимать документ, объясняя тем, что не сможет включить в расходы для налогообложения эту компенсация, якобы она пройдет у него в расходы из прибыли, потому что эти затраты не подтверждены документально. Заказчик требует предоставления счетов-фактур на материалы, чтобы убедиться в том, что НДС мы платим. НДС по приобретенным материалам мы действительно платим, но предоставлять внутренние документы не хотим. Как быть?

      Ответить
    • Здравствуйте!

      Правомерность применения договорного коэффициента после компенсации НДС подтверждается только лишь договором, подписанным обеими сторонами, или приложениями к нему.

      Ответить
  28. Юрий, здравствуйте!
    Возможно сможете помочь с ответом, как осуществить «Компенсацию НДС при УСН», в базах «ТСН-2001» Москва, ведь МДС 81-33.2004 и МДС 81-25.2001 не подходят к «ТСН».

    Ответить
    • Юрий, еще раз здравствуйте!
      Вопрос еще актуален:
      Возможно сможете помочь с ответом, как осуществить «Компенсацию НДС при УСН», в базах «ТСН-2001» Москва, ведь МДС 81-33.2004 и МДС 81-25.2001 не подходят к «ТСН».

      Ответить
  29. Добрый день. Юрий подскажите, в такой ситуаций как быть:
    ИП на УСН «Доходы» оказывает услуги по отделочным работам, без применения материала (материал закупает заказчик),то есть составлялась смета (в ЕХ, Кс-2, Кс-3, с выделением «Без НДС») только на работы, так как заказы небольшие всех все устраивало, так вот теперь поступил заказ от ЖК(они тоже на УСН), на выполнение ремонта в жилом доме, объем большой, придется самим материал закупать, сами не хотят связываться, Так вот должна ли я при составлении сметы, где будут перечислены работы и материалы, применять фор-лу(МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,18, или я не права, как действовать в этом случае. Заранее благодарю.

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Вам следует, конечно, применять компенсацию НДС, так как вы работаете на УСН.
      Данный факт не зависит от системы налогообложения вашего заказчика. А тем более если он на УСН, то для него не играет роли, кроме как по сумме, по какой системе налогообложения работает подрядчик.
      И работать с подрядчиком на УСН, в данном случае, ему «дешевле».

      Ответить
  30. Спасибо большое! всю голову сломал с этим задвоением; теперь будем пытаться разобраться с заказчиком

    Ответить
  31. Здравствуйте! Вопрос в следующем! у нас 3 участника отношений: субподрядчик, генподрядчик, заказчик. Мы генподрядчик работаем по ОСН, заказчик тоже, а подрядчик по УСН. Подрядчик присылает акт выполненных работ с учетом компенсации по УСН, мы его оплатим, проблем нет. А как нам закрыть этот акт у заказчика с учетом НДС?

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Это как раз тот случай, о котором я упоминал в комментарии выше.
      Дело в том, что если у заказчика нет отношений с субподрядчиком, и вы только перевыставляете заказчику выставленный вам подрядчиком акт, то вам следует, не изменяя акта, начислить на него НДС.

      Несмотря на то, что, в таком случае, НДС на материалы, фактически начислится дважды.

      Ответить
  32. Подскажите, а если мы приобрели материал один с ндс, другой без и все это в одной смете. Как быть с «компенсацией»?Спасибо.

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Я бы, в таком случае, применил бы компенсацию НДС на весь материал.
      Можно выбирать эту одну позицию из расчета компенсации, но это усложняет задачу и не будет оценено даже, наверное, бухгалтерией заказчика.
      Если вопросов со стороны заказчика не возникнет, то оставить с компенсацией НДС на весь МАТ.
      Если заказчик станет настаивать на выделении материалов без НДС отдельно, в виду неоправданного удорожания сметы — придется сделать так, хотя это чуть сложнее в расчете и даст заказчику в выигрыше очень немного, но тоже ничего необычного, можно посчитать.

      Просто это далеко не самый грубый случай удорожания сметной стоимости, возникающего по формальным причинам, например при пересечении с областями налогового учета и бухгалтерии.
      Случается, например, что в некоторых цепочках взаимоотношений «заказчик — подрядчик — субподрядчик», с учетом различных систем налогообложения у всех участников, происходит, например увеличение сметной стоимости на 18%, в том числе двойное начисление НДС на материалы — при том, это правильное формально и, часто, единственное приемлемое решение.

      Так что излишнее начисление НДС по некоторым позициям, я думаю, не будет критично для вашего заказчика, при несущественной сумме, конечно.

      Ответить
  33. Здравствуйте!
    Работаю в управляющей компании ЖКХ сметчиком.Подскажите,надо ли в смету на текущий ремонт, которую мы предоставляем жильцам,учитывать налог на упрощенку? И как учитывать стоимость материалов, по прайсу или с базы, т.к она часто не совпадает с рыночной.

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Вы, наверное, имели в виду не «налог на упрощенку», а компенсацию НДС. Если так, то включать ее нужно в зависимости от системы налогообложения подрядчика, т.е. вашего предприятия. Работаете по УСН — включайте компенсацию, работаете по ОСН — включайте НДС.

      По поводу материалов — вообще корректировать расценку и исключать материал следует в порядке исключения. Но корректировать нужно с целью наиболее точного определения сметной стоимости, потому что, вы правы, стоимость материалов в базе нередко не соответствует рыночной.
      Нужно проверять материалы с наибольшим «весом» в итоговой стоимости. Например — окна, двери и перегородки из ПВХ, в сметах на замену трубопроводов, при большом объеме работ, будет иметь смысл проверить стоимость труб и фасонных изделий.
      Если стоимость по базе будет (с учетом перевода в текущий уровень цен) значительно расходиться с реальной рыночной, то имеет смысл принять материалы по прайс листу.

      Вы так же знаете, что исключать можно не все материалы, даже если они не будут использоваться при СМР.

      Ответить
  34. Добрый вечер!
    Подскажите пожалуйста если по госконтракту стоимость работ в договоре и смете указана с НДС, то как выписать «Упрощёнцу на 6% от доходов» акт выполненных работ КС-2 и справку о стоимости работ КС-3?1) стоимость прописанную в договоре , отбросив НДС, или 2) всю с учетом НДС не выделяя его? то есть НДС при втором варианте идет на прибыль!
    Спасибо.

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Прошу прощения за длительный срок ответа.
      Подрядчик, работающий по УСН может привести смету в соответствие с этим, то есть исключить НДС и использовать компенсацию НДС. Сохранить НДС и отнести его на прибыль вам нельзя, так как вы на УСН и не можете выставлять заказчику НДС.
      Если цена контракта является твердой договорной, то для соответствия сметы можно применить, после «компенсации НДС» при УСН, повышающий договорной (или контрактный) коэффициент.

      Ответить
  35. Добрый день.
    Подскажите, пожалуйста, если обе компании заключающие между собой договор +смету работают без НДС, нужно ли в смете указывать пункт компенсация ндс?

    Ответить
  36. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мы заказчики получили кс2 от подрядчиков, где применяется усн , формула в лимит.затратах
    (МАТ*3,739+(ЭМ-ЗПМ)*5,20+НР*0,1712*10,45+СП*0,15*9,82)*0,18. !!!!!!!!!
    Вопрос у нас такой, правильно ли применима формула, что за доп.коэффициенты?????

    Ответить
    • Здравствуйте!
      Формула, конечно, правильная, кроме смысла данных индексов. Об их происхождении лучше всего спросить подрядчика. И было ли это в локальной смете?
      До выяснения этой информации такой КС2, конечно, не следует пропускать.

      Ответить
  37. Добрый день!
    Юрий, подскажите, пожалуйста, если у меня в КС2 общая стоимость составляет n рублей, а НДС я выставлю в КС3, т.е. общая стоимость работ будет 1,18n, правильно ли?
    Вообще, на какие затраты (зарплата, оборудование, материалы, механизмы) начисляется НДС в КС2???

    Ответить
    • Здравствуйте!
      В КС2 НДС указывается, так же как и в КС3.
      Если же вы составляете смету для организации, работающей по УСН, то в КС2 прописывается, как и в смете, «Компенсация НДС при УСН», а в КС3 в графе «За отчетный период» прописывается итоговая сумма КС2, в поле «НДС» ставится прочерк, т.е. при УСН сумма КС2 (n) остается такой же в КС3.
      НДС в КС2 начисляется не каким-то особенным образом, а ровно так же, как и в локальном сметном расчете, конечно, в соответствии с объемом работ по акту.

      Ответить
  38. Добрый день! Проверяю сметы на ремонт трубопроводов теплоснабжения, котельных. Хотелось бы узнать Ваше мнение по применению коэффициентов к нормативам НР и СП при ремонте котельной.

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Нет никакого мнения, есть порядок. На работы, аналогичные процессам в новом строительстве, применяются коэффициенты 0,9 к НР и 0,85 к СП.
      В том числе и на работы по сборнику №46.
      Т.е. начислять на все ТЕРы и не начислять на ТЕРр и ТЕРм.
      Из вашего комментария ранее можно предположить, что смета делается от организации работающей на УСН.
      Тогда дополнительно применяются коэффициенты 0,94 к НР и 0,9 к СП.

      Ответить
      • Новое строительство: Накладные расходы 0,85*0,94, Сметная прибыль 0,9*0,8. Ремонтник: НР 0,85*0,94*0,9, СП 0,9*0,8*0,85
        Наружные инженерные сети и дороги ремонт НР 0,8*0,94, СП 0,9*0,8*0,85

        Ответить
  39. А как быть с НДС или комп.НДС к лимитированным: зимним и временным? Добавляем сумму зимних и временных к выполненным объемам без налога или как? Кто-нибудь сталкивался с этим?

    Ответить
    • А разве тут есть какая-то проблема?
      «Зимние» и «временные здания и сооружения» начисляются после «компенсации НДС при УСН».
      Если у вас возник случай, когда, помимо работ выполняемых подрядчиком на УСН присутствуют работы, выполняемые подрядчиком на ОСН, то в итоге вы начисляете НДС на всю сумму, за вычетом «компенсации НДС при УСН» + всех лимитированных, начисленных на эту сумму.

      Ответить
  40. Добрый День! Подскажите пожалуйста — смета составлена с учетом НДС18% и проверена экспертной службой, бюджетом выделены денежные средства заказчику на выполнение аварийных работ по смете для заключения гос.контракта с подрядчиком. Подрядчик применяет УСН. Вопрос: что делать подрядчику? Переделывать смету на меньшую сумму применяя компенсацию?

    Ответить
    • Здравствуйте!
      Я полагаю, что в таком случае следуют вводить повышающий коэффициент к итогу сметы.
      Корректировать смету в любом случае не стоит, если в контракте прямо не прописана такая возможность.

      Ответить
  41. Подскажите, смета разбита на 2 раздела : работы и материалы в текущих ценах, нужно ли применять индекс к формуле компенсация НДС (индекс применен к первому разделу) ?

    Ответить
    • Нельзя сказать точно, не видя смету.
      Но все просто — если компенсация НДС после расчета осталась в базисном уровне — значит индекс к формуле нужно применить. Материал, все же, содержится и в первом разделе, а так же в НР и СП, которые так же начислены у вас только на позиции первого раздела.
      Технически более правильно, для такой цели, привести цены материалов к базисному уровню.
      В наименовании вы можете указать формулу вычисления базисной стоимости и ваша смета не потеряет в наглядности для проверяющего, и, в то же время, вы сможете корректно начислить компенсацию НДС.

      Ответить
  42. Юрий, может быть поможете разобраться в обратной ситуации:
    в ССР в главах 1 и 12 присутствует ссылка на Договора с организациями на УСН. Мы на ОСНО. Насколько корректно в конце ССР начислять НДС на весь итог ССР? ведь сумма по данным пунктам (Дог№1 в Главе 1 и Дог№2 в главе 12) идет в принципе без НДС, т.е. там 100 руб. без НДС и мы их и заплатим. Хотя с другой стороны в итоге потом будем уплачивать НДС в бюджет…

    Ответить
    • Взаиморасчеты производятся на основе актов КС-2 и справок КС-3, которые, в свою очередь, составляются на основе локальных смет, а не ОС и ССР.
      Включать в ССР НДС — это корректно и обязательно.

      В конечном счете, если вам понадобится ССР «по факту» (или проектный, но вам точно известны подрядчики по указанным работам и на них точно не начисляется НДС), который будет отличатся от проектного, по крайней мере в позициях по договорам 1, 2, вы можете составить его на основе фактических затрат по договорам и сметам, начислив НДС на все работы, кроме тех, по которым он фактически не уплачивался или не будет уплачиваться, то есть НДС на итог по ССР за минусом работ, выполненных подрядчиком, работающим по УСН.

      Ответить
  43. Перевод в текущие цены суммы компенсации как правильнее производить, одним индексом или по статьям затарат?

    Ответить
    • «Компенсация НДС при УСН» начисляется в лимитированных затратах, перед итогом сметы. Практически последнее начисление в смете, в качестве которого, в иных случаях, выступало бы «НДС». Поэтому сумма для компенсации НДС является уже проиндексированной, если вы составляете смету с помощью, например, ПК Гранд-Смета.

      Если у вас, по каким то причинам, возникла необходимость рассчитывать сумму компенсации вручную, то и индексировать составляющие этой формулы «(МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,18» следует в зависимости от способа индексации принятого в смете:
      если единым индексом к СМР, то и в формуле применяете единый индекс ко всем статьям.
      если индексами по статьям затрат — то и в формуле, соответственно, так же. А конкретно: для МАТ и ОБ — индекс на МАТ (если нет отдельного для оборудования), для ЭМ-ЗПМ — индекс на ЭМ, для НР и СП — индекс на ЗП.

      Ответить
      • Спасибо! Работаю в Гранд-Смете, но приходится индексировать компенсацию. Возможно, дело в параметрах.

        Ответить
        • Возможно. По умолчанию такой проблемы не должно возникать.
          Если хотите, можете отправить мне по электронной почте (mail@smetny.ru) файл сметы в формате xml, я посмотрю со своей стороны и скажу, в чем может быть проблема.

          Ответить
        • Прошу прощения за длительный срок ответа. В вашем файле компенсация НДС при УСН не была проиндексирована, а значит ее требовалось проиндексировать. В зависимости от способа индексации по смете: либо по статьям затрат, либо к СМР, внеся поправки в формулу расчета компенсации.

          Ответить
  44. Здравствуйте, спасибо за статью! Подскажите пожалуйста! Мы на УСН, посчитали заказчику смету, он ее подкорректировал и добавил в нее «Затраты на уплату НДС по ставке 18%», итоговая стоимость при этом не изменилась, уменьшилась стоимость раделов и добавилась стоимость затрат на уплату НДС. Прочитав вашу статью понял, что данный пункт добавляется по правилам составления смет для УСН.
    Вопрос: не может ли Заказчик заставить нас по этой графе возмещать за них НДС? Спасибо!

    Ответить
    • Здравствуйте!

      Простите, не понял, как заказчик может заставить вас возмещать «за них НДС» и кому, если возместить НДС может только налоговая и только его плательщику.

      Главное
      Если в работаете по УСН и в смету включена компенсация затрат на уплату НДС, то заказчик оплачивает вам выполненные работы, согласно справке КС-3, а вы заносите полученную сумму в доход, выплачиваете соответствующие налоги 6% или 15%, и все. Как обычно.
      Никаких дополнительных манипуляций не требуется, в ваших документах НДС тоже никак не возникает и не фигурирует. НДС вы не используете в принципе.
      Данная строка нужна, чтобы правильно отразить в расчете итоговую сметную стоимость материалов — ту стоимость, по которой вы их приобрели.

      Коротко
      Если ответить на ваш вопрос как есть — Нет, не может (см. прим.). Вы не являетесь плательщиком НДС и соответственно не можете его возместить.
      Заказчик тоже не может возместить НДС с оплаты ваших услуг, так как в их стоимость вы не включали НДС. А чтобы возмещать, нужно сначала заплатить, чего не будет, в случае поставщика (подрядчика) на УСН.

      Примечание:
      А даже если бы вы являлись плательщиком и работали по ОСНО, то какое дело заказчику до возмещения государством уплаченного вами НДС и зачем ему вас заставлять? :)
      Ведь деньги, в таком случае, возместят или зачтут вам, а не ему.

      Ответить
  45. Спасибо за подсказку. Решили выделить одной строкой, как в смете, только наименование строки сделали — Компенсация расходов на уплату НДС на материалы при УСН ((МАТ + (ЭМ — ЗПМ)) + НР * 0,1712 + СП * 0,15 + ОБ) * 0,18)

    Ответить
      • А если заказчик не принимает компенсацию уплаты НДС при УСН? В таком случае как поступить правильно? чем еще можно заменить НДС?

        Ответить
        • Ничем нельзя, в вашем случае.
          Попробуйте убедить заказчика с помощью аргументов. Если он принципиально не соглашается, вы можете обратиться в местный региональный центр ценообразования в строительстве с официальным запросом и получить письменный ответ. Если заказчику будет недостаточно официального ответа, то можете обратиться в суд, имея на руках ответ вашего РЦЦС.
          Думаю, что суд примет вашу сторону, так как желание заказчика неправомерно.

          Ответить
  46. Наконец нашел статью где все ясно и понятно описано откуда ноги растут. Остался последний вопрос. Каким образом этот НДС показывается в КС-2? Или в КС-2 суммы должны писаться включая НДС без выделения его в отдельную строку? Если подскажете, да еще и со ссылками на нормативные документы буду бесконечно благодарен :)

    Ответить
    • Здравствуйте!
      Это не «НДС», а именно «Компенсация НДС». Лучше и не назвать ее «НДС».
      В КС-2 данное начисление показывается в итоге среди прочих лимитированных. Строки «НДС» в КС-2 не появляется.
      Хотя, если у вас есть желание или требование заказчика, вы можете показать в КС-2 перед итогом строку «НДС» и прописать в ней прочерк «-» или «Без НДС».
      Во всех трех вышеперечисленных случаях такой акт является корректным актом на выполненные работы без НДС.

      В КС-3, так как графа НДС там предусмотрена самой формой, вы так же, соответственно, пишите, туда где должна быть сумма НДС — прочерк «-» или «Без НДС».
      Гланый нормативный документ это МДС 81-35.2004. В приложениях к нему представлены стандартные формы сметной документации в том числе КС-2 и КС-3. Другие нормативы вам не потребуются.

      Ответить
    • Да, пока никаких изменений не было.
      Если у нас появится новая информация, мы сообщим об этом на сайте и внесем изменения в статью.

      Ответить

Добавить комментарий для Мона Отменить ответ